Для 2т моторов необходимая пропорция масла и бензина в рабочей смеси (далее - М/Б) на разных режимах отличается примерно в 5 раз, от 1/100 на холостых до 1/22 на максимальных оборотах, для минерального масла. При предварительном смешивании М/Б делается максимальным изначально. В системе же раздельной смазки М/Б изменяется маслонасосом, в зависимости от режима работы двигателя, и определяется как отношение расхода масла к расходу бензина. Расход масла М минимален на холостом ходу, достигает максимального значения 1 л/1000 км (для Lead 90) на крейсерской скорости 50 км/ч (когда вариатор достигает самого низкого коэффициента передачи), и остаётся таким до максимальной скорости. Но для полноценной смазки двигателя нормального расхода масла может быть недостаточно, ведь пропорция М/Б зависит ещё и от расхода бензина Б: чем он больше, тем меньше доля масла в смеси. Другими словами, производительность маслонасоса рассчитана на паспортный расход бензина, с некоторым запасом для режима максимальной скорости, когда расход бензина завышен. Эта особенность системы раздельной смазки часто оказывается роковой для скутеров, чьи владельцы небрежно относятся к расходу топлива и качеству моторного масла. Есть два способа проверить, есть ли у скутера масляное голодание. Первый - простая проверка "по ощущениям", также позволяющая оценить реальное качество масла (требуется определённый опыт и способности, и исправный скутер): --1) Несколько раз разогнаться с места на полном газу, запоминая уровни тяги, шума и вибрации; --2) Добавить в бензин то же масло, что и в маслобаке, около 20 мл на 1 л. Проехать несколько км, чтобы новая смесь дошла до мотора; --3) Повторить пункт первый. Если разгон оживился, а шум с вибрацией уменьшились, значит, смазывался мотор недостаточно. И тогда следует выбор: и дальше добавлять масло в бак, подобрав достаточное его количество, или применить масло более высокого качества, обязательно повторив для него эту проверку. (Новое масло дойдёт от маслобака до мотора через примерно 25-30 км). Однако, если даже с маслом высшего качества нужна его добавка в бензин, нужно заняться ремонтом и отладкой двигателя, чтобы снизить расход топлива. ---Способ второй - по реальной пропорции М/Б скутера. Для её расчёта нужно замерить расходы масла М и бензина Б в шоссейном режиме, на крейсерской скорости 50 км/ч, перевести Б в размерность л/1000 км, и представить в виде соотношения М/Б. Например, при паспортных расходах М=1 л/1000 км, и Б=1,85л/100км=18,5л/1000км, соотношение М/Б=1/18,5. Это сделано в расчёте на минеральное масло, с запасом для режима максимальной скорости, когда расход бензина выше. Если же, например, Б= 2,3 л/100км, то М/Б снижено соответственно до 1/23, и езда в полный газ в жару на минералке уже опасна масляным голоданием, и нужно применять полусинтетику. А при расходе 2,7 л/100км и М/Б=1/27 даже синтетика Motul 2t Scooter Power уже может не справиться на максимальной скорости. --- По принятой в торговле терминологии, под «синтетикой» имеются в виду масла высшего качества; под «полусинтетикой» - высококачественные; под «минералкой» - просто "качественные" масла (хотя и минералку называют "высококачественным маслом", но это верно разве что по сравнению с подсолнечным). Разумеется, качество означает прежде всего смазывающую способность и нагарообразование (зольность). И чем выше смазывающая способность масла, тем меньше его необходимая доза в рабочей смеси. Итак, общие рекомендации по подбору масла при раздельной смазке следующие: при М/Б скутера=1/18,5 - минералка; от 1/18,5 до 1/23 - полусинтетика; от 1/23 до 1/27 - синтетика. Если М/Б скутера меньше 1/27, синтетика добавляется в бензин. Пропорции М/Б для предварительного смешивания следующие: минералка - 1/22-1/23; полусинтетика - около 1/27; синтетика - около 1/32 (для масел густых, предназначенных только для предварительного смешивания, эти пропорции будут в 2 раза меньше: минералка 1/44-1/46 и тд). В любом случае, если есть сомнения в конкретном масле, рекомендуется делать описанную выше практическую проверку. Так можно подобрать М/Б и для неизвестного 2т масла. Сколько масла добавлять в бензин для обкатки, зависит от М/Б скутера и качества масла. К примеру, добавочные 20 мл масла на 1 л бензина поднимут М/Б с 1/35 почти до 1/20. Кстати, избыток масла в смеси не улучшает смазывание, а даёт только лишний нагар. То есть применять вместо синтетики двойную дозу минералки бессмысленно.
|